Техника церковного золотного шитья
Я начала работу над проектом с накопления информации и собрала обширный материал по истории и технике выполнения церковного золотного шитья. Анализируя собранную информацию, я еще раз убедилась в актуальности моего исследования, так как этот материал был недостаточно систематизирован и отличался узкой направленностью публикаций, касающихся описания либо отдельных памятников древнерусского шитья, либо отдельных коллекций. Встречались лишь единичные публикации о художественных направлениях шитья и развитии орнаментов. Основными методами моего исследования являлись различные формы исторического анализа и синтеза, способы применения которых я почерпнула в статье М. В. Зеленова "Сущность, формы и функции исторического знания и познания".
Завершив исследование и оформив его в печатном виде, я выполнила слайдовую презентацию для участия в районной конференции НОУ и составила послайдовый текст, отражающие методы выполнения и суть моего исследования. В феврале 2010 года я успешно участвовала в X научно - практической конференции школьников Русско – Полянского района - моя работа была рекомендована к участию в областной конференции.
Затем я приступила к выполнению пасхального яйца "Божия Матерь", но сначала решила узнать, как сложилась традиция дарить в Пасху украшенные яйца.
"Согласно преданию, первое пасхальное яйцо Святая равноапостольная Мария Магдалина преподнесла римскому императору Тиберию. Когда Мария пришла к Тиберию и объявила о Воскресении Христа, император сказал, что это так же невозможно, как и то, что куриное яйцо будет красным, и после этих слов куриное яйцо, которое он держал, стало красным". Традиция дарить ювелирные пасхальные яйца – символ воскрешения Христа, существовала в Европе с XVI века. Изготовление изысканно украшенных пасхальных яиц было и традицией, и старинным ремеслом в России. Но только Карл Фаберже и его художники, ювелиры, камнерезы, скульпторы-модельщики и миниатюристы сумели довести искусство изготовления ювелирных пасхальных яиц до непревзойденного уровня изящества, мастерства и творческой фантазии. Особое место среди работ Карла Фаберже занимают драгоценные пасхальные яйца-сувениры, изготовленные для российской императорской семьи. Хранящиеся внутри яиц великолепные сюрпризы - живописные миниатюры, крохотные модели дворцов, памятников, яхт, поездов, фигурки птиц, букеты цветов - являются шедеврами ювелирного искусства конца XIX – начала XX веков.
Разрабатывая дизайн и конструкцию пасхального яйца, я просматривала иллюстрации работ Фаберже, и мне очень понравился вариант раскрывающегося яйца с сюрпризом внутри. Я нашла жестяную коробочку в форме яйца и решила оклеить ее вышитым золотным шитьем бархатом, а внутрь поместить образок Богоматери, вышитый крестом.
Затем я разработала технологическую последовательность выполнения пасхального яйца. Но прежде, я использовала результаты своего исследования для выбора орнаментов и видов швов золотного шитья, украшающего мой сувенир. Я сразу решила, что выберу высокое шитье, имитирующее металлическую поверхность, но первоначально планировала использовать шитье канителью. Однако, побывав в нескольких специализированных магазинах Омска, я выяснила, что ее практически невозможно купить и отказалась от этой идеи.
Практикуясь в выполнении швов, я остановила свой выбор на литом шве по карте, так как он достаточно прост в выполнении по сравнению с чеканным швом и мне, как начинающей златошвейке, удалось научиться его выполнять.
Я выполняла свой проект более полутора лет. Погрузившись в исследование золотного шитья, я поняла, что эта тема обширна и разнопланова, поэтому вряд ли возможно втиснуть в рамки одного исследования весь богатый материал и все направления изучения церковного золотного шитья. Очень интересна символика и стилистика орнаментов, это направление привлекает меня больше остальных. Ведь особенность орнаментов церковного шитья в том, что они чудесным образом объединили в себе как различные черты национальных культур (в том числе и мусульманских), так и христианские православные традиции и заповеди. Я планирую продолжить свое исследование именно в этом направлении.
Что касается практического применения моего исследования, то результат получился именно таким, каким я его и представляла. Пасхальное яйцо смотрится очень изящно и выразительно (приложение 6). Вообще, вышивка – это очень трудоёмкая работа. Необходима не только масса времени, но и такие личностные качества, как усидчивость, терпимость. Трудности были не только в золотном шитье, которое я осваивала с нуля, но и в хорошо знакомой мне вышивки крестом. Ведь я вышивала не на обычной канве, а на ткани и очень мелким крестиком. А секрет в том, что не стоит заставлять себя. Я, например, никогда не вышивала через силу. Ключ к успеху лежит в настроении. Когда у меня оно было, то я могла вышивать весь день напролет, но когда оно «сбегало» от меня, я не брала пяльцы в руки неделями, чтобы все не испортить. Ведь плоды творчества впитывают в себя как положительные флюиды, исходящие от человека, так и наоборот. Творчество требует от нас любви и ласки. Может быть, именно поэтому и само яйцо, и образок Богоматери получился таким явственным, словно изображение оживает, а золотое сияние озаряет все вокруг, ведь он выполнен с любовью, с особым трепетом, помноженными на знание основ христианской церковной вышивки. Благодаря проведенной исследовательской работе, мне удалось создать целостное произведение, все компоненты которого логически взаимосвязаны: символика орнаментов на оболочке пасхального яйца напрямую связана с образом Богоматери, лик которой находится внутри яйца. Конечно, не все получилось идеально, особенно в золотном шитье, так как эта техника для меня новая и до уровня настоящей мастерицы-златошвейки мне еще очень далеко. Золотные нити очень ломкие и быстро истираются, поэтому приходилось шить короткими нитями. Кроме того, было сложно укладывать нити ровно, а малейшие неровности стазу бросались в глаза. Но я очень старалась, и в дальнейшем буду совершенствовать свои навыки золотного шитья!
Исследовательская работа и пасхальное яйцо "Божия Матерь" занимают особое место в моём творческом, духовном развитии. Именно благодаря долгой и кропотливой работе я достигла своей цели и испытала чувство необычайной гармонии. И мне кажется, внесла пусть мизерный, но ощутимый вклад в духовную жизнь, в возрождение церковного золотного шитья. Ощущение какой-то чистоты, после выполненного долга перед собой, переполняло меня. Это прекрасное чувство, которое порождает осознание своей творческой состоятельности и духовного баланса.
Комментарии