Дом  ->  Семья  | Автор: Юрий Михалик | Добавлено: 2014-11-20

Семья и ее ценности

Семья – это первоначало и создатель социальной среды. Начиная с первобытного общества, связи между людьми строятся не по территории проживания, а по родству. Род – это устойчивое сообщество людей, связанных кровным родством, общей собственностью, единой культурой и совместной хозяйственной деятельностью. В условиях родового строя торжествуют коллективизм. Племя – это несколько родов, связанных кровными узами, общностью культур, обычаев, привычек, языка, исторического прошлого, характером деятельности. Семья постепенно превращается в общество и таким образом единичного, отдельного становится конкретно-всеобщим, социальной средой, а не только элементом этой среды. У Ф. Ратцеля мы находим примерное подтверждение: «Слово «семья» уже у римлян, у которых оно получило начало, имело смысл более обширный, чем чисто домашний круг, так как оно включало в него и домашних рабов. Оно имело, таким образом, значение общества».

Ратцель также приводит количественные характеристики, указывающие переход от семьи к обществу, т.е. к расширению и усложнению социальной среды: «Еще большее содержание оно имеет у народов различных культурных ступеней; связи поколений кровных родственников и приема чужеземцев в виде рабов семья расширяется, становясь важным элементом общества. У славянских народов мы находим домашнюю общину, которая обнимает многие поколения потомков одного отца и их жен, предоставляя им право работы под управлением главы, которым не всегда бывает старший по возрасту. Следы ее мы находим у древних германцев, на Кавказе у кабилов и у многих народов Африки и Океании.

Там, где мы не знаем ее внутренних установлений, существование ее проявляется в виде больших домов с многочисленными помещениями для отдельных групп, в особенности, длинные дома. Таким образом, здесь мы находимся в семье и в обществе».

Семья и общество, по мнению Ратцеля, совпадают, они имеют не только количественную, но и качественную соотнесенность. Он утверждает, что «семья ставит своим членам цели высшие, нежели ставит им брак сам по себе, и создает при этом крупный и прочный элементарный организм общества».

В семье происходит структурная дифференция, что оказывает влияние и на общество, задаются коды социальной среде, тем самым укрепляется духовность.

Действительно, каждый ребенок, появившийся на свет, становится чьим-то сыном/дочерью, братом/сестрой и т.д. У него определяется круг родственников, родители, дяди и тети, сестры и братья, дедушки и бабушки, прадедушки и прабабушки. Так семья растет до размеров общины. Община – объединение людей, связанных общими интересами .

На ранних стадиях развития семьи могли быть отношения: полигамии , полиандрия – многомужество, полигинии – многоженство.

Семья есть первый, естественный и в то же время священный союз, в который человек вступает в силу необходимости. Он призван строить этот союз на любви, на вере и на свободе – научиться в нем первым совестным движениям сердца и подняться от него к дальнейшим формам человеческого духовного единения – родине и государству.

Семья начинается с брака и в нем завязывается. Но человек начинает свою жизнь в такой семье, которую он сам создавал: это семья, учрежденная его отцом и матерью, в которую он входит одним рождением, задолго до того, как ему удается осознать самого себя и окружающий мир. Он получает эту семью как некий дар судьбы. Брак по существу своему возникает из выбора и решения, а ребенку не приходится выбирать и решать: отец и мать как бы образуют ту представленную для него судьбу, которая выпадает на его жизненную долю, и эту судьбу он не может ни отклонить, ни изменить – ему остается только принять ее и нести всю жизнь. То, что выйдет из человека в его дальнейшей жизни, определяется в детстве и притом самим этим детством; существуют, конечно, врожденные склонности и дары, но судьба этих склонностей и талантов – разовьются ли они в дальнейшем или погибнут, и если расцветут, как именно, - определяется в раннем детстве.

Бывают эпохи, когда небрежность, беспомощность, безответственность родителей начинают возрастать от поколения к поколению. Это как раз те эпохи, когда духовное начало начинает колебаться в душах, слабеть и как бы исчезать; это эпохи распространяющегося и крепнущего безбожия и приверженности к материальному, эпохи бессовестности, бесчестия, карьеризма и цинизма. В такие эпохи священное естество семьи не находит себе больше признания и почета в человеческих сердцах; им не дорожат, его не берегут, его не строят. Тогда в отношениях между родителями и детьми возникает некая «пропасть», которая, по-видимому, увеличивается от поколения к поколению. Отец и мать перестают «понимать» своих детей, а дети начинают жаловаться на «абсолютную отчужденность», водворившуюся в семье; и, не понимая, откуда это берется, забывая свои собственные детские жалобы, выросшие дети завязывают новые ячейки, в которых «непонимание» и «отчуждение» обнаруживаются с новою и большею силою.

Непрозорливый наблюдатель мог бы прямо подумать, что «время» настолько «ускорило» свой бег, что между родителями и детьми установилась все возрастающая душевно-духовная «дистанция», которую нельзя ни заполнить, ни преодолеть; тут, думают они, нельзя ничего поделать: история спешит, эволюция с повышенной быстротой создаст все новые уклады, вкусы и воззрения, старое стремительно старится, и каждое следующее десятилетие несет людям новое и неслыханное… где же тут «угнаться за молодежью»?! и все это говорится так, как если бы духовные основы жизни тоже подлежали веянию моды и технических изобретений…

В действительности это явление объясняется совсем иначе, а именно – заболеванием и оскудением человеческой духовности и в особенности духовной традиции. Семья распадается совсем не от ускорения исторического темпа, но вследствие переживаемого человеком духовного кризиса, который подрывает семью и ее духовное единение, лишает ее главного, того единственного, что может сплотить все, спаять и превратить в некое прочное и достойное единство, а именно чувства взаимной духовной сопринадлежности. Половая потребность, инстинктивные влечения создают не брак, а всего лишь биологическое сочетание; из такого сочетания возникает не семья, а элементарное рядом – жительство рождающих и рожденных . Но «похоть плоти» есть нечто неустойчивое и самовольное; она тянет к безответственным изменам, капризным новшествам и приключениям; у нее, так сказать, «короткое дыхание», едва достаточное для простого деторождения и совершенно не соответствующее задачи воспитания.

В действительности человеческая семья, в отличие от «семьи» у животных, есть целый остров духовной жизни. И если она этому не соответствует, то она обречена на разложение и распад. История показала и подтвердила это с достаточной наглядностью: великие крушения и исчезновения народов возникают из духовно-религиозных кризисов, которые выражаются, прежде всего, в разложении семьи. Понятно, почему это так было и бывает. Семья есть первоначальная, исходная ячейка духовности как в том смысле, что именно в семье человек впервые научается быть личном духом; так и в том смысле, что духовные силы и умения, полученные от семьи, человек переносит затем на общественную и государственную жизнь. Вот почему духовный кризис поражает, прежде всего, исходную ячейку духовности; если духовность колеблется и слабеет, то она слабеет, прежде всего, в семейной традиции и в семейной жизни. Но, раз поколебавшись в семье, она начинает слабеть и вырождаться и во всех человеческих отношениях и организациях – больная клетка создаст больные организмы.

В нашей стране семьи имеют следующие отличительные признаки:

1) сохраняется патриархальная семья, т.е. семья, состоящая из нескольких поколений;

2) границы между подсистемами диффузны, плохо структурированы, власть в семье нередко принадлежит бабушкам и дедушкам;

3) во многих семьях в нескольких поколениях отсутствуют мужчины, так же, как отсутствуют они во многих общественных институтах – детских садах, школах, университетах, больницах, некоторых фирмах и банках, где главными действующими лицами являются женщины;

4) несколько поколений зависит друг от друга не только духовно, но и материально: молодые семьи живут либо в коммунальных квартирах, либо совместно с родственниками, без надежды на приобретение жилья;

5) идеология тоталитарного общества сформировала жесткую систему принуждения и долженствования, из-за которой быт, поведение, духовные ценности напоминала те эпохи, когда человек забывал о собственном «Я»;

6) разрушение прежней идеологии и отсутствие новой, которая помогла бы сплочению и обретению чувства принадлежности защищенности, привело к тому, что в обществе возросла потребность в иллюзиях, чудесах и др. тяжелое материальное положение и отсутствие ценностей приводят к тому, что семьи легко распадаются и дети оказываются на улице, становясь легкой добычей криминальных элементов; в семьях возрос уровень взаимной агрессивности.

Обретение свободы сопровождается высвобождением агрессии, а агрессивное поведение, в свою очередь, воспринимается его носителем как обретение свободы. С точки зрения Н. Аккермана, крупнейшего представителя психодинамического направления в семейной жизни:

1) семья является древним образованием, социальной единицей, существующей во всех частях света;

2) семейные узы существуют благодаря комплексу факторов – биологических, психологических, социальных и экономических;

3) семья не есть нечто статичное, она представляет собой живую, развивающуюся, постоянно меняющуюся, гибкую систему, реагирующую адаптационными изменениями на внешние и внутренние воздействия;

4) структура семьи на разных стадиях развития различна. Для жизни семьи характерны критические моменты, которые могут привести к укреплению или ослаблению семейных уз;

5) стиль эмоциональных отношений между любыми двумя членами семьи развивается самостоятельно, хотя постоянно испытывает воздействие других эмоциональных межличностных отношений в семье. Изменчивое многообразие разнонаправленных потоков эмоций определяет «семейную атмосферу», на фоне которой развивается личность и социальные паттерны ребенка;

6) характер ребенка определяет процессы, посредством которых он полностью или частично принимает или отвергает семейную атмосферу;

7) характер родителей претерпевает глубокие изменения в процессе взаимной адаптации в собственной семье. Может наблюдаться перенос отношения родителей к ребенку из их собственного детского опыта или вырабатывается иное отношение к своему ребенку;

8) рассматриваются аспекты эмоционального развития личности ребенка в зависимости от двух процессов: первого – перехода от состояния детского комфорта зависимости к варианту взрослого самоопределения и второго – перехода от положения исключительности к адекватной оценке своего положения в семье, в обществе.

9) Еще одной важной тенденцией эмоционального развития ребенка является дифференция эмоциональных отношений к двум полам и развитие представления ребенка о собственном сексуальном устройстве.

Семейная среда: понятие и основные характеристики

Семья вынуждена приспосабливаться к различным особенностям межличностных отношений членов семьи. В определенных условиях преобладает чувство любви и преданности, укрепляются семейные узы. В неблагоприятной обстановке усиливаются взаимное противостояние и ненависть, что ставит под угрозу единство семьи.

Нормальное течение семейной жизни предполагает, что каждый член семьи в той или иной мере неизбежно сталкивается с разочарованием, а следовательно, переживает ненависть, зависть и ревность.

Опыт познания трудностей и разочарований, увеличение толерантности к фрустирующим воздействиям являются необходимыми для процесса развития личности. Без этого не может быть достаточно сильного мотива для приобретения нового опыта и новых достижений. Вместе с тем избыток разочарований и ненависть часто препятствуют здоровому эмоциональному развитию ребенка в семье.

Семейная среда уникальна, предпосылки ее созданы самой природой, и люди, если не хотят потерять все, что дает им цивилизация, должны в каждом новом поколении воссоздавать прочную и нравственно здоровую семью.

Как известно, все дети временами испытывают по отношению к родителям и любовь, и ненависть. Удовлетворенный, счастливый ребенок большей частью ощущает любовь и успешно справляется с чувством ненависти. Индетифицируя себя с любимыми родителями ребенок старается во всем на них походить. Ассимилируя характеристики родителей, ребенок вырабатывает социальные и нравственные критерии, в соответствии с которыми выносит суждения и управляет собственным поведением.

Характер родителей претерпевает глубокие изменения в процессе взаимной адаптации в собственной семье. Может наблюдаться перенос отношения родителей к ребенку из их собственного детского опыта, или при его неприемлемости вырабатывается иное, противоположное отношение к своему ребенку.

Характерная манера проявления родителями своей любви друг к другу и к ребенку определяет преобладание той или иной эмоциональной семейной среды. Родители могут жить в гармонии друг с другом или конфликтовать по любому поводу, наполняя семейную среду ощущением горечи.

В некоторых случаях мать слишком увлечена собой, чтобы проявлять теплоту по отношению к отцу и детям. Или же она окружает заботой мужа, не уделяя достаточно внимания своим детям, или наоборот.

Крайне важной является проблема разделения власти между родителями. Факт принятия отцом традиционной роли авторитарного главы семьи или передачи ответственности более агрессивной матери сильно влияет на взаимоотношения между самими родителями, а также между родителями и ребенком. Естественно, данное обстоятельство оказывает значительное воздействие на процесс обучения и дисциплины ребенка.

Итак, в семейной среде находятся отношения отца и матери, каждого из родителей с каждым из детей и, наконец, каждого из детей друг с другом. Члены семьи обмениваются многочисленными потоками эмоций разной интенсивности, каждый из которых при соответствующих обстоятельствах порождает встречное течение. Стиль эмоциональных отношений между любыми двумя членами семьи развивает другие эмоциональные межличностные отношения в семье.

Благополучие семьи

Положение российской семьи сегодня очень сложное. В стране много проблем, но, пожалуй, ни одна из них не грозит так сильно изменить лицо нации, как кризис института семьи. Этот кризис проявляется в снижении показателей брачности и рождаемости, в увеличении количества разводов, в росте числа неполных семей, родителей-одиночек, брошенных детей, в утрате воспитательной роли отцовства.

Большинство россиян живут в семьях, общее их число более 40 млн. Массовая семья состоит из пары с одним или двумя детьми. Неполные семьи без супружеской пары составляют около 19%. Это чаще всего сольная семья матери с детьми. Современная массовая семья получила в социологии название нуклеарная.

Нуклеарная семья состоит из одной брачной пары, т.е. ее основной признак – автономность. Вторая ее черта – малодетность. Соотношение удельного веса между основными типами семьи России по структурному признаку следующие:

  • Нуклеарная семья – около 80%;
  • Неполная семья – около 19%;
  • Сложная семья;
  • С несколькими брачными парами и многодетная – 1%.

В России сохраняется стойкая ориентация населения на брак. За последние десятилетия существенно изменилось добрачное поведение молодежи: перестали действовать традиционные установки на добрачное целомудрие.

Многое изменилось за последние годы в нашей социальной жизни; разрушены важнейшие нравственные ценности. Но даже в условиях глубочайшего общественного кризиса национальный характер не может целиком нарушиться. Как и много лет назад, молодежь ориентируется на любовь, оценивая ее в качестве основного мотива создания семьи.

В обществе по-прежнему существует три основных мотива заключения брака: любовь, стереотип – «делай как все», и расчет. Новым является более выраженный мотив расчета.

Глобальной современной проблемой во всем мире стала устойчивость брака. Свобода расторжения брака зафиксирована в правовых нормах всех государств демократического устройства. Социология рассматривает массовые разводы не как кризис института семьи, а как его обновление. Для характеристики брака в литературе употребляются понятия: устойчивость и стабильность брака. Они часто употребляются как синонимы. Однако требуется определенное разграничение этих понятий.

Стабильный брак – это брак, который юридически и фактически не распался.

Устойчивый брак – предполагает благополучный семейный союз с высоким уровнем удовлетворенности браком со стороны супругов.

По оценкам социологов, многодетность планируют только 5% опрошенных россиян. Даже второй ребенок часто оказывается нежеланным, и в итоги многие беременности заканчиваются абортами. Вместе с тем, потенциал роста рождаемости у нас есть: более 55% женщин считают идеальным вариантом семью с двумя детьми, а около 20% - хотели бы иметь троих детей.

Социальный капитал общества формируется в семье – человечество еще не придумало иного. Именно в семье человек обретает навыки социального общения, в ней сохраняется наша национально-культурная идентичность и передаются важнейшие нравственные устои. Поэтому семейный образ жизни должен быть безусловной социальной нормой.

Ныне действующий Семейный кодекс не решает многих проблем, которые ставит наша жизнь и вызывает справедливую критику. Думаю, в первую очередь надо расширить ту часть кодекса, в которой речь идет о взаимоотношениях семьи и государства.

Наряду с высокими показателями разводов – Россия занимает второе место после США – резко уменьшилась вероятность вступления в первый брак во всех возрастных категориях. Доля никогда не состоявших в браке у женщин – 7,9%, у мужчин 13%. Уменьшается степень компенсации разводов повторными браками.

Происходит опасный для института семьи процесс размывания системы поведенческих норм в сфере быта и семьи и представлений о семейных половых ролях.

В условиях массового привлечения женщин к общественному производству кооперация домашнего труда необходима. В семьях с четко распределенными совместными домашними обязанностями, как правило, хорошие отношения между супругами. Они удовлетворены браком. Традиционно несправедливое распределение домашних обязанностей в семье между супругами резко отрицательно сказывается на воспитании детей.

Система отношений «семья-государство» очень сложна. И строить эти отношения надо, прежде всего, на основе стратегии укрепления благополучия семьи, привлекая на эти цели федеральные, региональные и муниципальные ресурсы. Речь идет не только о деньгах, но и об организации дела. В настоящее время ощущается острый недостаток эффективно работающих государственных служб, оказывающих квалификацию помощь семьям, одиноким матерям и отцам, детям, а также беременным женщинам, находящимся в тяжелой жизненной ситуации.

Те регионы, которые уже приняли собственные программы повышения рождаемости и поддержки материнства и детства, имеют значительно более высокий уровень рождаемости, чем в среднем по стране. К примеру, в Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах, в Тюменской области прирост населения значительно превышает общероссийские показатели. Всего в регионах РФ принято более 40 программ по реализации Концепции демографического развития РФ на период до 2015 года, принятой Правительством еще в 2001 г.

Российская партия «Справедливая Россия» открыла программу «Демографический патруль», цель которой определить причины убыли населения в каждом регионе, в каждом городе и поселке, выявить главные точки риска: состояние роддомов и поликлиник, школ и детских домов, безопасность движения, экологические условия проживания, масштабы алкоголизации и наркотизации населения, состояние спортивно-оздоровительной работы, организация досуга детей и молодежи, перспективы решения проблем жилья.

На сегодняшний день рождаемость, смертность, другие демографические показатели, по моему глубокому убеждению, должны стать критериями оценки работы государственных, региональных и местных властей.

В конце концов, надо добиться таких общественных настроений, чтобы органы местного самоуправления гордились количеством и качеством родителей и детей на своей территории.

Менять социальное поведение людей в области семьи и рождаемости с двух сторон: как со стороны экономики, так и со стороны общественного сознания.

В большинстве регионов рождение детей может резко понизить материальный и, как следствие, социальной статус семьи. По оценкам экспертов, при рождении ребенка расходы семьи увеличиваются на 50% по сравнению с бездетной парой.

Семьи с детьми – самая массовая группа бедного населения в России. Я уже не говорю о многодетных семьях, которые являются чуть ли не синонимом бедности.

Конечно, 250 тысяч рублей материнского капитала, которые можно потратить на целевые нужды в будущем, - это замечательно. Но родителям приходиться постоянно ломать голову над тем, как накормить, во что одеть-обуть детей, как их лечить и учить сегодня.

Для решения этих и других проблем развития института семьи надо принять и реализовать три принципиальные установки.

Первое. За основу всех социальных и экономических расчетов наши экономисты должны брать полную семью с несколькими детьми, а не отдельного работника, как это делается сейчас. Экономика эксплуатирует ресурсы семьи, поэтому государство и частное предпринимательство обязаны отдать семье все, что необходимо для ее жизни и роста.

Второе. Необходимо уровнять родительский труд с профессиональным внесемейным трудом и для этого ввести «семейную зарплату», т.е. платить женщине, воспитывающей детей, минимальную заработную плату, установленную с учетом прожиточного минимума и в зависимости от числа детей в семье. Иными словами, надо реализовать право человека на семейную жизнь.

Труд родителей необходим обществу. Он должен оплачиваться, и притом достойно, чтобы рождение и правильное воспитание нескольких детей могло рассматриваться как полноценная альтернатива работе вне дома. Необходимо подумать и о дополнительном пособии для родителей-одиночек.

Необходимо внесение поправок в пенсионное законодательство, учитывающих труд родителей по воспитанию детей как социально значимый с соответствующим пенсионным обеспечением.

Семье с детьми необходимы и налоговые преференции. С нашей точки зрения, подходный налог надо уплачивать с семьи с учетом количества ее членов. То есть он должен быть меньше для многодетных семей.

Третье. Одним из основных направлений в семейной политике должны стать меры по улучшению жилищных условиях. Пока ипотека на общих оснований доступна лишь для очень ограниченного числа сограждан, а Федеральная программа «Жилье для молодой семьи» не может учесть интересов всех желающих.

Все эти три положения последовательно отстаивает Российская партия «Справедливая Россия».

Важнейшей задачей я считаю также восстановление сети детских дошкольных учреждений. Сегодня записывать туда ребенка надо еще до рождения, а оплата за детский сад растет иногда в геометрической прогрессии.

Необходимо восстановить в полном объеме и всю инфраструктуру детства: детские музыкальные и художественные школы, спортивные секции, различные дома творчества, детские библиотеки. Все это должно быть доступно каждой семье и каждому ребенку, чтобы не было выброшенных на улицу детей.

Уменьшение числа детских внешкольных учреждений в области культуры и спорта, перевод их на платную основу нивелирует любые усилия государства вырастить здоровых и достойных граждан. Поэтому финансирование сети дополнительного образования должно быть предусмотрено в Национальном проекте «Образование».

Социальное сиротство

Безусловно, повышение рождаемости в семье – основной и главный шаг на пути преодоления демографического кризиса. Но мы не должны забывать и о тех детях, которых судьба лишила нормальной семейной жизни.

В стране растет социальное сиротство, безнадзорность, впервые за много лет появились неграмотные подростки. Правоохранительные органы ежегодно задерживают до 1 млн детей. Из них 260 тысяч нигде не учатся, а примерно 24 тысячи – вообще никогда не учились. Многие из этих детей имеют родителей, которые наверняка получали какие-то пособия. Растет число детей, убегающих из семей, в том числе вследствие жесткого обращения с ними. В прошлом году на поруки государства было отдано 132 тысячи детей сирот и детей лишенных родительского попечения.

Наше государство и гражданское общество должны поддерживать людей, которые могут и хотят спасти хотя бы часть этих детей от бесперспективного будущего. Для этого нам необходимо принять дополнительные меры, стимулирующие усыновление детей российскими гражданами.

Надо поощрять ответственное родительство, вплоть до надбавок к пенсии людям, успешно воспитавшим более двух детей. А также поддерживать практику создания так называемых семейных детских домов, которые уже доказали свою эффективность и востребованность.

Семейные ценности

Другие проблемы семьи связаны с кризисом семейных ценностей. Это – снижение авторитета семьи, нежелание вступать в брак, отказ от отцовства и материнства, рост числа разводов.

Семью и благополучие в ней раньше называли словом «лад». Этот лад подвергается сейчас напористой информационной агрессии: от чисто обывательских разговоров типа: «зачем плодить нищету», до кинопроката, где на родителях неизменно лежит печать вселенской скорби, а дети воспринимаются как обуза. То, что раньше высоко почиталось, было священным для народа, позволило ему выстоять в годы тяжелых испытаний, - сегодня нередко извращается и высмеивается. Семья теряет свою привлекательность среди молодых людей, которые видят в ней лишь ярмо, ограничивающее личные интересы и амбиции.

Семью надо возрождать, сохранять и защищать. Тот, кто считает, что сегодня российская семья просто освобождается от груза условностей, предрассудков, глубоко ошибается. Накопленные данные позволяют утверждать со всей определенностью, что в смысле преуспевания, люди, состоящие в браке, намного опережают одиночек.

Что сегодня действительно является бедой, так это эгоизм в своих самых пошлых проявлениях. В большинстве развитых стран не без оснований считают, что институт семьи находиться под угрозой именно из-за воинствующего индивидуализма, стремление жить «в свое удовольствие». Поэтому ежегодно выделяются сотни миллионов долларов на то, чтобы активно влиять на жизненные установки людей, чтобы не дать институт семейного образа жизни на откуп, всякого рода нетрадиционных семей, наркомании, алкоголизма и порнобизнеса.

Отдельно хотелось бы остановиться на роли отца и института отцовства в современной России. Заметим, что социально-экономические проблемы российского общества 90-х годов ударили, в первую очередь, по мужчинам, главам семейств, к которым стали предъявлять повышенные требования. С одной стороны, считалось, что мужчина должен быть кормильцем и добытчиком, нести главную ответственность по материальному обеспечению семьи и при этом соответствовать растиражированному СМИ образу успешного человека. С другой – от него ждали помощи по хозяйству, участия в воспитание детей. Невозможность соответствовать этим требованиям, кстати, казалось и на резком сокращение продолжительности жизни у мужчин. Однако, какие бы социально-экономические изменения ни происходили в обществе, основная нагрузка по социальной адаптации ребенка будет лежать на внутрисемейном общении, которое не может быть полноценным при отсутствующем отце. Поэтому гражданское общество должно обратить внимание на повышение социальной роли не только материнства, но и отцовства, на ответственность обоих родителей за воспитание ребенка.

Именно поэтому я считаю, что от благополучия каждой отдельной семьи зависит благополучие всего общества, наше будущее. Счастливые люди формируют счастливое общество, а счастливые дети становятся в будущем любящими и счастливыми родителями. И этот закон надо соблюдать, уважать и поддерживать.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)