Гендерные отношения
Гендерные отношения – одна из важнейших и актуальных тем в современной социологии. Формирование понятия гендера изменило всю социальную теорию. После того как это понятие вошло в язык науки (конец 60-х – начало 70-х годов XX столетия), любые социальные отношения стали рассматриваться, в том числе, и в контексте гендерных отношений. Потому что понятие «гендер» тесно связано с властной иерархией. До возникновения этого понятия, фокусом всех социальных теорий по умолчанию подразумевался мужчина.
Вопрос, имеют ли женщины в государстве те же права, что и мужчины, был поставлен еще на рубеже XVIII-XIX веков. Вообще, этот вопрос может многим показаться странным. Поскольку в том случае, когда единственным основанием всех юридических прав служит разум и свобода, как может существовать различие между двумя полами, которые обладают тем же самым разумом и той же самой свободой?
Сейчас тема гендерных отношений касается каждого из нас, в особенности девушек и женщин. Старшеклассницы XXI века очень амбициозны, нацелены на получение высшего образования, а впоследствии и на карьерный рост, на руководящие роли в современном обществе. Они не хотят довольствоваться только ролью матери и хранительницы семейного очага. Современные девушки не рассчитывают на защиту и покровительство мужчин. Именно поэтому мы все больше интересуемся проблемой гендерных отношений.
Во всем мире существуют утвердившиеся веками стереотипы о гендерных ролях мужчины и женщины. Традиционно мужчина воспринимается как добытчик, защитник и глава семьи, который способен управлять, командовать и властвовать. Женщина же видится слабой и беззащитной, зачастую недостаточно умной, способной только вести домашнее хозяйство и рожать детей. Считается, что место женщины дома, у плиты.
Эти стереотипы уже устарели. Это – прошлое. Это уже история.
По словам Стефана Васильева, постоянного координатора системы ООН в РФ, «Обеспечение равенства мужчин и женщин и расширение прав и возможностей женщин – одна из восьми Целей развития тысячелетия, провозглашенных Организацией Объединенных Наций». Действительно, это очень важная цель. При всех победах, которых смогли добиться женщины более чем за сто лет борьбы, все-таки существуют проблемы. Одной из них является гендерная сегрегация – деление на женские и мужские профессии. Конечно, русские женщины уже добились многого: они кладут шпалы, водят большегрузные машины, поднимают штангу и летают в космос. Но высшие эшелоны власти для женщин все же остаются по преимуществу недостижимой мечтой. В нашей огромной стране только три женщины являются министрами: Эльвира Набиуллина – министр экономического развития и торговли, Татьяна Голикова – министр здравоохранения и социального развития, и Елена Скрынник – министр сельского хозяйства. А женщина-губернатор города вообще единственная в стране (Санкт-Петербург, Валентина Матвиенко).
Не пора ли всерьез задуматься об использовании типично женских навыков и черт характера, которые могут пригодиться государству?! Их ум, образование, творческие и организационные способности, интуиция, умение уделять внимание деталям и при этом контролировать все проблемы – все это нельзя не использовать. Не внедрять женские таланты во благо государства и общества – это расточительство, глупость и недальновидность.
Конечно, нельзя умалять достоинства мужчин, ведь многие из них находятся на своем месте. И не все мужчины принижают достоинства женщины. Достаточно просто сломать стереотип о гендерных ролях в обществе, и тогда изменится наше сознание. Мы будем воспринимать эту проблему по-другому. Тогда феминизм будет уже восприниматься не как борьба женщины против мужчины в социуме, а борьба мужчины и женщины совместно за улучшение гендерной ситуации.
Северные страны давно уже поняли, как можно использовать женский потенциал, и этим успешно пользуются. Например, «в Финляндии в начале 90-х годов министром обороны в первый раз стала женщина – Элисабет Рен. Генералы с удивлением смотрели на то, что их начальником является женщина, но скоро поняли, что это очень выгодно. Элисабет Рен была очень популярна, и назначение ее министром обороны было очень хорошим пиар ходом. Вооруженные силы Финляндии стали получать больше бюджетных денег». В Финляндии 18 министров и 8 из них женщины. А в Швеции уже в 1999 году министров-женщин было больше, чем мужчин (11 против 9).
«Тенденция усиления роли женщин в политике вплоть до избрания их президентами и премьерами ныне постепенно становится символом времени». Кроме того, что вопрос гендерных отношений очень актуален, он становится даже модным. Чуть ли не каждый второй сейчас рассуждает на тему роли женщины в обществе. К сожалению, дальше разговоров дело не доходит.
Наша страна не так давно вырвалась из жестких рамок, которые существовали у нас на протяжении более 70 лет. Мы «дорвались» до свободы, но мы не знаем, что с ней делать. Свобода и равноправие, в том числе и гендерное, – очень близкие понятия. Наше общество стало демократическим. Открылся железный занавес – к нам потекли идеи Запада. Демократические идеи и идеи гендерного равноправия возникали и развивались там постепенно. К нам же эти идеи хлынули потоком все сразу, иногда перемешиваясь, иногда деформируясь, а иногда и вовсе утрачивая первоначальное значение. Гендерные отношения можно назвать символом демократии, а, следовательно, и символом времени.
Мне кажется, что у женщин в нашей стране есть силы и возможность добиться гендерного равноправия и поднять рейтинг России в ежегодном отчете о гендерном равенстве хотя бы на несколько ступенек выше. На 2009 год Россия в этом отчете заняла лишь 51 место.
Несмотря на то что гендерные отношения – одна из наиболее обсуждаемых тем, необходимо не только продолжать эти дискуссии, но и начинать действовать. Делать хоть что-нибудь!
Две страны Северного региона, которые действительно начали действовать, – Финляндия и Швеция. Хотелось бы рассмотреть гендерные отношения в этих странах по-отдельности.. Но так как нельзя объять необъятное, я ограничилась только двумя сферами: трудовой и частной.
Комментарии